Образовательные стандарты

Обновленный ФГОС с 01.09.2022

Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

 ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ООО (обзор изменений)

ВАРИАТИВНОСТЬ

  • Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
  • Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
  • Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
  • Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
  • Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
  • Предметные результаты
  • Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
  • Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
  • На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
  • Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
  • Метапредметные и личностные результаты
  • Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.
  • Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
  • В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

​Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММ

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.

Примерные рабочие программы по учебным предметам: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

 ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021

Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

МИНОБРНАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ минобрнауки от 17.03.2022 № 294 О создании регионального консультационного центра

Приказ минобрнауки от 17.03.2022 № 295 О создании регионального консультационного центра

Приказ минобрнауки от 29.03.2022 № 353 О реализации ООП в соответствии с обновлёнными ФГОС

Приказ минобрнауки от 01.09.2021 №1099 «Об апробации примерных рабочих программ по учебным предметам»

Приказ АмИРО от 09.09.21 №323 «О рабочей группе по методическому консультированию»

Приказ минобрнауки от 13.01.2022 №16 «Об организации мероприятий, направленных на подготовку общеобразовательных организаций к поэтапному введению ФГОС НОО и ООО


Информационно-методическое письмо о введении обновлённых ФГОС

Критерии готовности ОО

План-график Минпросвещения

МКУ КОДМ Г БЕЛОГОРСК

Приказ от 18.01.2022 №17 «О введении обновленных ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях г. Белогорск»

Состав муниципальной рабочей группы по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования г. Белогорск

План-график мероприятий

введения обновленных федеральных

государственных образовательных стандартов

начального общего и основного общего образования  в общеобразовательных организациях г. Белогорск

План работы организационно-методического отдела, обеспечивающий сопровождение поэтапного перехода на обучение по обновленным

ФГОС НОО и ФГОС ООО на 2022 год

МАОУ «ШКОЛА №5 города Белогорск»

Положение о рабочей группе по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования МАОУ «Школа №5 города Белогорск»
Приказ "О рабочей группе по введению обновленных ФГОС НОО и ООО"
       Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В 2020-2021 учебном году в МАОУ «Школа №5 города Белогорск» реализуются следующие образовательные стандарты:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 классы)