Доступная среда

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.

Специально оборудованные учебные кабинеты 

Все учебные кабинеты и помещения, используемые для организации и ведения образовательного процесса в школе имеют условную доступность для основных категорий инвалидов.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, санитарно-гигиенические помещения.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

  1. Характеристика контингента детей.
         Особая значимость придаётся комплексному индивидуальному сопровождению развития, коррекции, воспитания и обучения ребёнка для его адаптации и дальнейшей самореализации в социальном пространстве. Созданная система специального образования в школе направлена на решение вопросов инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в естественную социальную среду, на грамотное выстраивание коррекционно-образовательного и воспитательного процессов для детей данной категории и с нормальным психофизическим развитием, что обеспечивает полноценность их жизни.
         Появление новых приоритетов и перспектив в работе общеобразовательных организаций обусловливает высокие требования к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии, необходимость поиска и внедрения новых педагогических идей, современных коррекционных, здоровьесберегающих и интеграционных технологий в практику работы.
         С целью обеспечения условий для коррекции основных и сопутствующих нарушений у детей с особенностями в развитии, а также развития у них компенсаторных возможностей, личностного потенциала, интеграции в социально активную деятельность и инклюзии в современное общество, в школе функционирует классы коррекционного и комбинированного типа, которые охватывают все категории детей с особенностями психофизического развития:
- класс специального коррекционного обучения для детей с нарушениями интеллекта;
- классы комбинированного типа, в которых обучаются дети с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития, с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  1. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных образовательных условий в образовательной организации для обучения детей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Архитектурные условия.
В школе для детей – инвалидов и детей с ОВЗ есть возможность беспрепятственного доступа:
- крыльцо имеет специальный  пандус и поручни для свободного передвижения детей с нарушениями ОДА;
- по ходу движения здания школы уложена тактильная плитка для слабовидящих.
2.2. Специальное оборудование (фото приложено в презентации)

Оборудование  для  учащихся с инвалидностью по зрению и слуху

Аппарат звукоусиливающий  «Глобус» с модулем вибротактильного восприятия – 1 шт

LED-панель 50 – 1 шт

Учебное место слабовидящего учащегося - 2шт

Развивающий центр «Компакт» - 1 шт                 

Развивающий центр со звуковыми эффектами -1 шт                 

Тактильный комплекс из 10 панелей с различными поверхностями -1 шт                 

Звукоактивированный звуковой проектор -1 шт                 

Специальная клавиатура - 2шт

Маркеты к LED-панели 1 набор

Адаптационное оборудование (в том числе сенсорная комната):

Световой столик для рисования песком напольный 80*60 см мультиколор с кармашком для песка -1 шт                 

Прибор интерактивный световой «Бабочка» -1 шт                 

Прибор интерактивный световой «Дельфин» -1 шт                 

Мягкие игровые модули (реабилитационный  «Городок») -1 набор               

Настенный модуль «Движение по прорези» -1 шт                 

Воздушно-пузырьковая колонна 2 м. -1 шт                 

Сухой интерактивный бассейн 1,5*1,5 м -1 шт                 

Подсветка для бассейна -1 шт                 

Шарики для бассейна прозрачные - 1200 шт.

Тактильное панно «Дидактический заяц» -1 шт                 

Комплект  «Сенсорный уголок» -1 шт                 

Сенсорный осьминог 150х150 см. -1 шт                 

Ноутбук - 8 шт.

Интерактивная доска -1 шт                 

Проектор -1 шт                 

Мышь А4 Tech D -110-1 USB – 3 шт +7 шт.

Наушники (большие) с регулятором громкости -1 шт                 

Цветодинамический проектор -1 шт                 

Блок центрального управления сенсорной комнаты -1 шт                  

Специальная мебель для детей-инвалидов – 15 комплектов (стул и стол)

Реабилитационное оборудование:

Напольный мат 200*100*10 см. -1 шт                 

Ионизатор воздуха «Неоклимат» -1 шт                 

Комплекс БОС «комфорт» для коррекции психоэмоциональных расстройств -1 шт                 

Соляная лампа «Фантазия» -1 шт                 

Ультразвуковой распылитель масел «Эфа» -1 шт                 

Развивающая игра «Тимокко» -1 шт                 

Массажный коврик из 6 пазлов -1 шт                 

Тренажеры для реабилитации -3 шт                 

Зеркальное панно с фибероптическими нитями -1 шт                 

Фибероптический  душ, 150 волокон, длина 2 метра -1 шт                 

Развивающие и адаптивные комплексы:

Программное обеспечение

Развивающие  комплексы и тренажеры для учащихся с различными формами инвалидности -3 шт                 

2.3. Дидактические материалы.
  • комплект лабораторного оборудования "Атмосферное давление и вакуум"
  • комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
  • таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку  
  • наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой по русскому языку и литературе  (в том  числе в цифровой форме)     
  • ситуационные плакаты (магнитные и иные) с раздаточным материалом по темам.
  • таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения (магнитные и  иные)     
  • плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)
  • рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
  • муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
  • географические и исторические настенные карты
  • модели светофоров, набор дорожных знаков
  • карточки с заданиями по математике для 1 - 4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)
  • объекты, предназначенные для демонстрации последовательного счета
  • от 0 до 10
  • наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на  доске
  • демонстрационная таблица умножения (магнитная и иная)
  • настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА

N
п/п

Основные показатели доступности для инвалидов объекта

Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта

1

2

3

1

выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов

отсутствует

2

сменные кресла-коляски

отсутствуют

3

адаптированные лифты

отсутствуют

4

поручни

имеются

5

пандусы

имеется

6

подъёмные платформы (аппарели)

отсутствуют

7

раздвижные двери

отсутствуют

8

доступные входные группы

доступны

9

доступные санитарно-гигиенические помещения

условно доступные

10

достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок

достаточная

11

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления, услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения

достаточное

12

дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

установить информирующие таблички о помещениях с дублированием рельефными буквами, установить предупреждающие тактильные маячки

13

дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией

отсутствует

14

иные

Учебный кабинет для проведения занятий, оборудован реабилитационными тренажерами для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ

N
п/п

Основные показатели доступности для инвалидов предоставляемой услуги

Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемой услуги

1

2

3

1

наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

отсутствует

2

обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий

имеется

3

проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг

проводятся

4

наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг

имеется

5

предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации

отсутствует

6

предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика

отсутствует

7

соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов

транспортное средство отсутствует

8

обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

обеспечен

9

наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры

отсутствует

10

адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих)

имеется

11

обеспечение предоставления услуг тьютора

имеется

12

иные

-

 

Специальные условия питания

Питание школьников осуществляется в школьной столовой, обеспеченной всем необходимым оборудованием.

Обучающимся 1-4 классов, обучающимся 5-11 классов, чьи семьи состоят на учете в управлении социальной защиты предоставляются частично-оплачиваемые обеды. Все желающие по заявлению родителей могут получать горячие обеды за счет родительской платы.

Школьная столовая расположена на первом этаже, имеет в наличии набор помещений и оборудования, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных изделий. Количество посадочных мест в обеденном зале позволяет обеспечить посадку учащихся в две перемены. Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего питания обучающимся производится по классам на переменах, по графику питания обучающихся. Организация обслуживания учащихся осуществляется путем предварительного накрытия столов. В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ не предоставляется отдельное помещение для принятия пищи, вход не оборудован поручнями и направляющими полосами.

Для осуществления медицинской деятельности в школе имеется медицинский кабинет. Медицинское наблюдение осуществляет медицинская сестра. Все медицинские осмотры осуществляются в плановом порядке, медицинская документация имеется в соответствии с необходимым перечнем.

Помещения для медицинского обслуживания обучающихся и работников включают:

  • процедурный кабинет
  • прививочный кабинет

Специальные условия охраны здоровья

Постановление об утверждении Порядока обращения за получением ежемесячной компенсации на питание детям с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья реализуется в школе через школьную библиотеку, учебные кабинеты с выходом в сеть Интернет с работающей контентной фильтрацией, официальный сайт школы, в том числе с версией для слабовидящих детей, комплексную автоматизированную информационную систему "Сетевой город. Образование", включающую в себя электронный журнал, электронный дневник обучающихся, а также возможность передачи информации между обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, руководством школы.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Министерство просвещения Российской Федерации (https://edu.gov.ru).
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/).
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).;
Электронные библиотечные системы и ресурсы (http://www.tih.kubsu.ru/informatsionnie-resursi/elektronnie-resursi-nb.html).

Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

Ресурс

Основные разделы

Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Каталог и Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС).
Российский общеобразовательный портал
  • Дошкольное образование
  • Начальное и общее образование
  • Каталог интернет-ресурсов
  • Коллекции
  • Образование в регионах
Каталог образовательных ресурсов
сети Интернет для основного общего и среднего общего образования
Российский совет олимпиад школьников Дипломы РСОШМир олимпиад в зеркале прессыСовет олимпиадНормативно-правовые актыАктуальная информация об олимпиадах школьниковДистанционные интернет-туры олимпиад;

Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса  (в том числе приспособленных для использования инвалидами 

и лицами с ограниченными возможностями здоровья)

Наличие технических спецсредств обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - не предусмотрено

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрено